В общении с иконой добиваться мастерства
24.02.2017
В Архангельском музее изобразительных искусств завершилась практика учащихся Иконописной школы при Московской духовной академии. Второкурсницы Наталья Недовизий и Злата Пьянова месяц копировали старинные иконы, изучали собрание музея, повышали свое мастерство.
О сотрудничестве музея и школы нам рассказала доктор искусствоведения, заведующая отделом древнерусского искусства музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» Татьяна Кольцова:
— На практику в Архангельск учащиеся Иконописной школы направляются уже более 15 лет. Идея была из Москвы, и мы дали согласие. Сперва пришло письмо из Академии, затем нас посетил заведующий школой архимандрит Лука (Головков), осмотрел фонды, встречался с сийскими иконописцами Сергеем Егоровым и Игорем Лапиным, сотрудниками музея. С годами сложилась крепкая дружба. Каждый год в конце зимы или весной принимаем два-три человека. Обычно это второй курс.
Ребята готовятся заранее: выбирают иконы по нашим каталогам, согласовывают с педагогами, приезжают уже с рисунками в размер, выполненным по фотографиям. А тут уже основная работа. Если в Архангельске остается время, для себя копируют на маленьких картонках другие образы или их фрагменты. Этот материал будет полезен им в будущем.
— Татьяна Михаиловна, какие иконы обычно выбирают?
— Для успешного обучения важно изучение наиболее выдающихся иконописных школ. Поэтому предпочитают Московскую школу живописи XVI века. Например у нас есть икона времени Дионисия «Воскресение Христово», ее часто копируют. А в нынешнем году девушки выбрали два образа из Каргопольского иконостаса.
— Что скажете о ваших практикантах?
— Ребята приезжают всегда деятельные, очень воспитанные, все согласовывают с нами. Их пребывание на Севере одной работой в музее не ограничивается: путешествуют, посещают храмы, монастыри, проявляют широкий интерес к культуре, истории края.
В нынешнем году впервые приезжают две группы. Первая практику закончила, весной ждем другую. И еще один приятный момент: среди учащихся — наши земляки. Наталья Недовизий родом из Архангельска, прихожанка храма святого Александра Невского. А во второй группе будет сын священника из Красноборска.
— На Ваш взгляд, какая польза от сотрудничества музея и Иконописной школы?
— Коллекции собираются для людей, мы предоставляем их не только зрителям, но и даем возможность учиться на шедеврах русской культуры. Для того, чтобы развивать современную иконопись, необходимо смотреть, изучать древние памятники. Кстати, сийские иконописцы у нас частые гости: работают в экспозиции, копируют, делают колировки и выкраски. Процесс художественного образования — это процесс знакомства с памятником! Обязательно надо смотреть подлинник. Любые картинки, фотографии, даже в очень хорошем качестве, не идеально воспроизводят цвет. Кроме того, микромазки, многослойный процесс формирования лика, детализацию можно увидеть, почувствовать только воочию, общаясь с оригиналом. Важно и воспринять дух старинной иконы. Так что уверена, у нашей дружбы с Духовной академией хорошее будущее.
Дополняя слова Татьяны Михаиловны, следует отметить, что архимандрит Лука неоднократно присылал в музей благодарственные письма.
О сотрудничестве музея и школы нам рассказала доктор искусствоведения, заведующая отделом древнерусского искусства музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» Татьяна Кольцова:
— На практику в Архангельск учащиеся Иконописной школы направляются уже более 15 лет. Идея была из Москвы, и мы дали согласие. Сперва пришло письмо из Академии, затем нас посетил заведующий школой архимандрит Лука (Головков), осмотрел фонды, встречался с сийскими иконописцами Сергеем Егоровым и Игорем Лапиным, сотрудниками музея. С годами сложилась крепкая дружба. Каждый год в конце зимы или весной принимаем два-три человека. Обычно это второй курс.
Ребята готовятся заранее: выбирают иконы по нашим каталогам, согласовывают с педагогами, приезжают уже с рисунками в размер, выполненным по фотографиям. А тут уже основная работа. Если в Архангельске остается время, для себя копируют на маленьких картонках другие образы или их фрагменты. Этот материал будет полезен им в будущем.
— Татьяна Михаиловна, какие иконы обычно выбирают?
— Для успешного обучения важно изучение наиболее выдающихся иконописных школ. Поэтому предпочитают Московскую школу живописи XVI века. Например у нас есть икона времени Дионисия «Воскресение Христово», ее часто копируют. А в нынешнем году девушки выбрали два образа из Каргопольского иконостаса.
— Что скажете о ваших практикантах?
— Ребята приезжают всегда деятельные, очень воспитанные, все согласовывают с нами. Их пребывание на Севере одной работой в музее не ограничивается: путешествуют, посещают храмы, монастыри, проявляют широкий интерес к культуре, истории края.
В нынешнем году впервые приезжают две группы. Первая практику закончила, весной ждем другую. И еще один приятный момент: среди учащихся — наши земляки. Наталья Недовизий родом из Архангельска, прихожанка храма святого Александра Невского. А во второй группе будет сын священника из Красноборска.
— На Ваш взгляд, какая польза от сотрудничества музея и Иконописной школы?
— Коллекции собираются для людей, мы предоставляем их не только зрителям, но и даем возможность учиться на шедеврах русской культуры. Для того, чтобы развивать современную иконопись, необходимо смотреть, изучать древние памятники. Кстати, сийские иконописцы у нас частые гости: работают в экспозиции, копируют, делают колировки и выкраски. Процесс художественного образования — это процесс знакомства с памятником! Обязательно надо смотреть подлинник. Любые картинки, фотографии, даже в очень хорошем качестве, не идеально воспроизводят цвет. Кроме того, микромазки, многослойный процесс формирования лика, детализацию можно увидеть, почувствовать только воочию, общаясь с оригиналом. Важно и воспринять дух старинной иконы. Так что уверена, у нашей дружбы с Духовной академией хорошее будущее.
Дополняя слова Татьяны Михаиловны, следует отметить, что архимандрит Лука неоднократно присылал в музей благодарственные письма.