Монашество: традиции и современность

09.12.2018 8 декабря в Свято-Троицком Антониево-Сийском монастыре в рамках VI областных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность» прошел семинар для монашествующих на тему «Древние монашеские традиции в условиях современности».

Игумен Варлаам (Дульский) рассказал, ссылаясь на отцов Церкви, о путях спасения и монашеского делания. В своем слове отец Варлаам привел несколько цитат одного из современных архипастырей, епископа Кипрской Православной Церкви, митрополита Афанасия Лимассольского:

— Если мы посмотрим на те условия, в которых жили монахи в древности и в которых живут сегодня, то мы, безусловно, увидим множество внешних различий… Но, несмотря на это, искомое всегда остается одним и тем же, главная цель монашеской жизни не меняется и смысл ее пребывает неискаженным. Ведь искомое для нас — это всегда Христос, цель жизни монаха — Христос, смысл монашеского жительства — Христос. Христос для монаха — центр, средоточие его стремлений и любви, начало и конец, альфа и омега его монашеской жизни. И потому у всех монахов, живут ли они в общежительном монастыре, в скиту или в пустыне, или же несут свое служение Церкви среди мира, цель всегда одна — Христос, и только Христос. Когда же монах или любой христианин посвящает себя чему-то, кроме Христа, тогда он уклоняется от своей цели и падает.

В Священном Писании приводятся слова, сказанные Самим Богом: Нехорошо быть человеку одному на земле (Быт. 2:18). И настоящий ад — это изолированность, одиночество человека на земле. И, тем не менее, монах добровольно и сознательно избирает такой путь: он удаляется от всех и от всего, чтобы пережить муку и горечь одиночества и лишения всех и всего. Только таким образом его сердце может полностью освободиться и стать способным вместить в себя вечного Посетителя душ (1 Пет. 2:25), Царя Христа.

Это путь мученический, суровый и трудный, но в то же время поистине очистительный, просвещающий и спасительный… Только безграничная любовь ко Христу, горячее стремление следовать по стопам своего Учителя способны победить боль и страх и заставить истинного ученика Христова, взяв крест, ревностно устремиться за Господом.

И тогда воссияет свет в сердце праведного раба Божия, и Господь будет ему утешением и вечной радостью. После этого Господь произносит Свое обещание в сердце монаха: Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин. 14:18, 21). Это и есть вечный брак Жениха Христа с верным рабом Христовым, с монахом. Именно так достигается истинная цель монашеского жительства. Именно так открываются таинства любви Христовой, которые истинный монах ощущает и переживает в своем сердце, где бы он ни находился: в общежитии, в пустыне или в любом другом месте, где он подвизается добрым подвигом веры (1 Тим. 6, 12). Главное, чтобы монах осознал, в чем состоит великая тайна успеха в монашеской жизни, — в том, чтобы отдавать все свое сердце и все свое существо Единому Христу.

Игумен Варлаам и насельники монастыря рассмотрели принятое год назад на заседании Священного Синода «Положение о монастырях и монашествующих». Это положение несколько лет обсуждалось на заседаниях Межсоборного присутсвия, в Комиссии по монастырям и монашествующим, на различных богословских форумах, в епархиях и монастырях.

В ходе беседы обратились к текстам уставов известных монастырей. Было отмечено, что при составлении устава следует не забывать собственные традиции. Так, основатель Сийской обители, преподобный Антоний, успел оставить «Духовное завещание» братии, которое вдохновляло многие поколения и вдохновляет сегодня насельников монастыря, и цитаты из него украсили бы и духовно обогатили устав монастыря.

Возврат к списку