«Монастырь — это образ глубокой жизни»

25.10.2019 В преддверии 500-летнего юбилея Сийской обители мы беседуем с наместником монастыря, благочинным приходов Архангельска игуменом Феодосием (Нестеровым) о богословском смысле монашеского общежития, духовно-просветительской и хозяйственной жизни Сийской святыни.

— Отец Феодосий, в конце лета Священный Синод назначил Вас наместником Антониево-Сийского монастыря. Вы также несете послушания благочинного в областном центре и руководителя отдела епархии, отвечающего за взаимодействие Церкви и общества. Что значит для Вас это назначение, как изменилось служение?

— Монастырь — это дом для монаха, его крепость, духовная семья. Многие годы я был в братии Артемиево-Веркольской обители, настоятелем ее подворья в Архангельске. К сожалению, обязанности руководителя отдела, а затем и благочинного округа позволяли мне лишь изредка навещать монастырь. Поэтому чувствовал себя в Верколе скорее как гость, сохраняя с братией теплые отношения. Местом ежедневного труда и забот был Архангельск. Сейчас все изменилось. Сийский монастырь стал домом. А в Архангельске — как в командировке.

Не скрою, в первые дни после назначения, чувствовал некоторую растерянность. Антониево-Сийская обитель монастырь с его древними стенами, богатыми духовными и культурными традициями не напрасно называют Жемчужиной Русского Севера. Нести послушание тут — большая ответственность. Но я не один, есть крепкая опора — доброе отношение братии, ее постоянная поддержка…

— Настоятелем подворья Веркольского монастыря Вы были почти восемнадцать лет. Фактически подворье — это маленькая самостоятельная обитель, расположенная при храме. Но подворье открыто для общества. Насколько такая жизнь отличается от пребывания в монастыре?

— Иноческий постриг призывает быть подобным пришельцам и странникам (1 Петр. 2: 11). Монастырь — это как раз то место где это апостольское призвание можно осуществить самым надлежащим образом. Но ведь братья живут и повседневными заботами, ежедневно общаются друг с другом. При этом все, став на путь монашества в одной точке отправления, но в разные моменты своей жизни, призваны к восхождению вверх по духовной лествице, к достижению возлюбленного Царствия Божия.

И увидел я новое небо и новую землю; …увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная… се, скиния Бога с человеками (Откр. 21:1-3). Этот прообраз дорог для нас: он символизирует монастырь, который есть жизнь и пример подлинного жития. Монастырь — есть недостающее звено в жизненной цепи избравшего путь монашества. Это звено все приводит в порядок. Монастырь — это сообщество, причина и образ глубокой жизни, устроенной по Богу. Он есть дом Божий и врата небесные (Быт. 28:17), место присутствия человека и в то же время место, избранное Богом и горячо хранящее памятование о Страшном Суде.

— Сийский монастырь — это и хозяйственный организм с экономикой, финансами, инфраструктурой. Какая работа предстоит в этом направлении?

— Экономикой, инфраструктурой… А также образованием и культурой. Усердные труды требуются не только накануне юбилейных событий, но и постоянно. Прошедшим летом произведен ремонт семикилометровой дороги от федеральной трассы до монастыря. Своды древнего Свято-Троицкого собора приобрели свой первоначальный облик — завершена реставрация закомар. Запланировано обеспечение обители устойчивой связью. Предстоит реконструкция электросетей, решение вопросов водо- и теплоснабжения. Многое решаем с органами светской власти: 27 марта 2017 года для подготовки к юбилею был утвержден план мероприятий к 500-летию  Антониево-Сийского монастыря, 29 августа 2018 года создан оргкомитет, который возглавил губернатор Игорь Орлов.

— Вы упомянули культуру и образование…

— Еще в 2004 году в монастыре был открыт церковно-археологический кабинет. Сегодня его фонд насчитывает более двух тысяч единиц хранения. Это уникальная коллекция книг XVII – начала XX века, документы, картины, орудия труда и бытовая утварь, связанные с историей и хозяйственным укладом обители. Монастырь располагает собранием произведений древнерусской живописи. В конце XVII века в стенах обители архимандритом Никодимом был создан знаменитый Сийский иконописный подлинник…

К юбилею мы планируем открыть две музейные экспозиции. На первом этаже храма-колокольни будет размещена тематическая выставка «Русские цари и великие князья в истории Антониево-Сийского монастыря», вторая выставка расположится в келарской палате Благовещенского храма, где будет широко представлена история обители. Сейчас этим занимается Александр Юрьевич Карушев. Он — хранитель памяти монастыря, внес большой вклад в создание археологического кабинета и сохранил архив. Ему помогает иеромонах Феофил (Волик).

Для братии и трудников проводятся занятия по церковно-историческим и богословским предметам. Для одних это возможность подготовиться к поступлению в семинарию, для других — осмысленно встать на путь монашеской жизни.

— Недавно Вы вместе с митрополитом Архангельским и Холмогорским Корнилием ездили в Санкт-Петербург, где посетили подворье Сийской обители. Для северного монастыря подворье в одной из столиц — это не только связь с земляками, но и важное звено в финансово-хозяйственной деятельности. Как обстоят дела с подворьем в Северной Пальмире?

— Подворье в Санкт-Петербурге было открыто девятнадцать лет назад по благословению Святейшего Патриарха Алексия. На встрече митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия и митрополита Корнилия было достигнуто предварительная договоренность о строительстве рядом с деревянной церковью во имя преподобного Антония Сийского еще одного храма, каменного, в стиле позднего барокко. Время не стоит на месте, подворье динамично развивается. Регулярно проходят богослужения, действуют воскресная школа и библиотека. Духовенство окормляет медицинские и образовательные учреждения. Сохраняется связь с Сийской обителью. Новый храм необходим приходской общине и месту, где расположено наше подворье.

Беседовал Денис Данилов.

Возврат к списку